Марийцы Кирова и Кировской области и их проблемы

Исторически город Киров и Кировская область – финно-угорская земля. Волею судеб часть марийского народа, гонимая в своё время поддаными Ивана IV, оказалась на территории современной Кировской области.

Большинство же марийцев живёт в Пижанском районе. Поэтому можно сказать, что Пижанский район – земля, где сохраняются элементы марийской культуры. Также в этом районе находится центр марийской культуры области – деревня Мари-Ошаево. Ежегодно здесь или в Ластике проходит областной «Пеледыш пайрем».

С какими же проблемами сталкиваются марийцы Кировской области? Прежде всего, это массовое, так скажем, повальное пьянство. Откровенно говоря, этим недугом страдает не только марийский народ, но алкоголь на организм марийца действует сильнее и разрушительнее. В конце концов, из человека, ценящего свой язык и свою культуру, получается существо человеческого происхождения, променявшее за бутылку водки свою культуру.

Вторая проблема – национальный нигилизм, как следствие первой. Национальный нигилизм – это сильнейший яд, который сильнее «царской водки» разъедает национальное самосознание марийца. Лично мне приходилось разговаривать с такой представительницей когорты национальных нигилистов. Эта девушка-марийка, которая до мозга костей ненавидит язык и культуру марийцев. Можно ли назвать такого человека марийцем? Я думаю, что нет. Такой человек просто-напросто не имеет национальности. К сожалению, таких субъектов становится очень и очень много. В воспитании таких людей виноваты, прежде всего, родители. Но бывает и другая ситуация. Я знаком с семьёй, в которой муж – русский, а жена – марийка, которая ценит свой язык и культуру. У них есть дети. Вместе с ними живёт бабушка – мама жены. Здесь у мужа другая позиция. Дело доходит до того, что жена со своей мамой только в его отсутствие могут говорить на родном языке. А уж чтобы дети знали марийский – об этом даже и речь не заходит… Жена тайком от своего супруга-самодура попросила у меня марий-ских песен, чтобы со своей мамой они могли слушать прекрасную марийскую музыку.

Третья проблема – христианизация чимарий. Сейчас ещё в деревнях есть несколько очень старых бабушек, приверженцев марийской традиционной религии (МТР), но недалёк тот час, когда их не станет. Честно говоря, я сам атеист, то есть не верю ни в какого бога, но я всегда буду поддерживать приверженцев МТР и против насаждения культа христианизации. Более того, в школах Марий Эл надумали преподавание закона божьего… Прямо всё как при царизме, всё как во времена гонений на марийцев.

Несколько десятков марийцев живут в Кирове. Но большинство из них, к сожалению, прохладно относятся к своей культуре. Это происходит вследствие обрусения значительной части из них. Ведь ещё в ХХ веке в Кирове было много марийцев. И большинство из них не были национальными нигилистами. Чтобы бороться с национальным нигилизмом и просто познакомить жителей с нашей марийской культурой я планирую провести в Кирове акцию «Мый марла ойлем!». Здесь я снова сталкиваюсь с разного рода препятствиями. Для проведения санкционированного мероприятия необходимо обойти несколько чиновничьих контор, прежде чем разрешат провести наш праздник на улицах города. Кроме всего прочего, у нас нет национальных костюмов, нет марийского флага, нет средств для аренды площади у областной филармонии, нет аппаратуры для воспроизведения наших песен. Я написал письмо в Минкультуры Марий Эл, в котором просил их помочь в проведении нашего праздника, сейчас жду от них ответа. Если кто-то может помочь нам в проведении праздника, в особенности костюмами, пишите в группу vkontakte.ru «Марийцы Кирова», а также на frontborby@yandex.ru

Вот так мы живём, кировские марийцы. Кто хочет посмотреть, приезжайте. Мы гостям всегда рады.

Д. ВОХМИНЦЕВ
(Иван Кружилин)

Реклама

10 thoughts on “Марийцы Кирова и Кировской области и их проблемы

  1. <>
    Какою ещё волею судеб? Мари — коренной народ Кировской области вместе с удмуртами! Котельнич (Кокшар) бывшая столица княжества Чумбылата, была завоёвана новгородскими ушкуйниками (бандитами) в XII веке. Чумбылат перенёс ставку в Кукарку (сейчас Советск). В Кировской области Чумбылат курык, Болтуш курык, также была столица Малмыжского княжества, которое также занимало территории нынешнего северо-западного Татарстана (Кукморский, Балтасинский районы). Также на территории Кировской области было марийское Юмское княжество. Это всё было ещё задолго до Ивана VI, юг Кировской области — этническая марийская территория, которая по воле судьбы пока не присоединена к РМЭ, но это обязательно произойдёт. Наше дело — присоединить наши этнические территории Кировской, Нижегородской и Костромской областей к РМЭ, сделать так сказать «укрупнение региона». Это объективная необходимость. Марий-шамыч, иктыш чумырен погыныза!

  2. Объдинение территорий должна стать объединяющей идеей всех марийцев. Но к сожаленью это возможно только после того как поменяеться власть в республике, а так же когда она сама твердо встанет на ноги. Сумев смело вести свою национальную политику как в татарские политики в Татарстане, а башкирские в Башкортастане.

  3. Спасибо, ребята, за корректировку. Я, когда выяснял, коренной ли Мари народ на территории КО, решил спросить у знакомого археолога, так он говорит, что мол это всё брехня полная. Вот и решил так написать.
    Какие ещё недочёты, замечания будут?

  4. какой такой археолог говорит, что это брехня? Если как правильно заметил Чирмишхан Кокшаров был марийским городищем, затем переименнованный русскими захватчиками в Котельнич. Не зря в «Повести о стране Вятской» указывается, что после этого «с Пижмы реки черемиса для разорения христиан часто набегающе в волости Котелнича города»

  5. Кружилин, есть ресурс по Вятскому краю — «Наша Вятка» хочешь узнать историю обращайся туда. А археолог у тебя не там копал, наверно на пару с Балыбердиным Александром.

  6. Именно)))
    Балыбердин-тот ещё шовинист.
    Да, я когда писал статью, использовал исключительно сведения наших местных «историков».

  7. Нужно не регионы делить , а развивать национальное самосознание: сохранять традиции и верования. в каком бы регионе вы не находились. А народы постоянно перемещаются и если верить топонимике и историкам то и на марийских территориях много лет назад жили не марийцы , а совершенно другие народы. Конечно сейчас много финно-угров обрусело в поволжье. Большинство даже не подозревают кто они на самом деле и считают себя русскими.. Хотя русский- это ведь не национальность на мой взгляд, а территориально-государственно-историческая принадлежность. Вообще если все начнут резать друг у друга территории то Коми будут резать Пермский край и Архангельскую область и Кировскую, вологодчина откусит север кировской области и не останется вообще никаких территорий у КО. А между прочим большинство марийцев славятся алкоголиками и нероботями, так что им никто таких территорий не доверит…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s